5.6. Перевал Лесгафта, 2Б, 4100м.
Расположен: |
В северном отроге Главного Киргизского хребта в 600 м. на северо-запад от вершины Иссык-Ата, (карта-схема 2) - № 212 |
Соединяет - с севера: |
лед. Б. Иссык-Атинский |
- с юга: |
ущ. Ашу-Тор |
Отчеты в библиотеках туристских клубов: |
Турклуб МГУ (г. Москва), поход 4 к.с., рук. Зотов А.Ю., июль-август 2002 г. |
Частота и преимущественное направление прохождения: |
|
Концевые точки описания: |
морены лед. Прогонный (ущ. Ашу-Тор) - морены лед. Б. Иссык-Атинский (р. Мин-Джилки) |
Подъем со стороны ущелья Ашу-Тор (с юга):
Движение в сторону перевала начинаем с правосторонней боковой морены лед. Прогонный (р. Ашу-Тор, р. Аламедин) в обход крутого языка одного из ледниковых притоков с правой стороны долины (фото 1). Обход траверсом влево по склону до 40°, состоящему из камней крупного и среднего размера. Затем выходим на пологую часть ледника, выше его языковой части (фото 2). Ледник некрутой, около 10°, без трещин, закрыт слоем слежавшегося снега, утром - жесткого фирна (фото 3). Поднимаемся придерживаясь правого борта, окаймленного крутыми скальными склонами, в нижней части переходящими в осыпь (фото 4). Движение по леднику не вызывает трудностей и за 40 минут мы подходим к ледниковой ложбине, в самом углу ледового цирка (фото 5). Отсюда хорошо виден крупнокаменистый склон нашего перевала и сама седловина за скальным барьером (фото 6).
Становимся на безопасном расстоянии от склона и выпускаем двойку на обработку скального участка. Затем, двигаясь плотной группой, поднимаемся по склону средной осыпи крутизной около 30-40°. Движемся слева по ходу от основного кулуара и останавливаемся всей группой под защитой ближайших к нам скал. Далее - входим в узкий скальный кулуар и движемся уже по одному, т.к. из-под ног участников, движущихся по скалам с перильной страховкой неизбежно летят камни. При подходе к скалам встречаются небольшие снежные участки, покрывающие камни на склоне (фото 7). Скалы - разрушенные, с выраженной блочной структурой, средняя крутизна - 60-70°, протяженность участка - 15-20 м, лазание несложное. Поднявшись на скалы (фото 8), оказываемся собственно на седловине перевала.
Всего на подъеме:
Протяженность: |
1,5 км. |
Перепад высот: |
+200 м. |
Время подъема: |
2 часа 30 мин. |
Время движения со страховкой на подъеме: |
50 мин. |
в т.ч. попеременной, перильной: |
50 мин. |
Пунктов страховки на подъеме: |
2 пункта (1- скальные крючья, 1- скальный выступ) |
Перила на подъеме: |
25 м. |
Категория трудности на подъеме: |
2А |
Седловина перевала: узкая, скально-осыпная, находится в скальном гребне. Контрольный тур в скалах с запада. Вид с седловины на юг- (фото 9), на север - (фото 10).
Спуск в сторону ледника Б. Иссык-Атинский (на север):
Участок №1: Седловина пер. Лесгафта - пологий ледник Б. Иссык-Атинский
Спуск в сторону долины р. Иссык-Ата с седловины начинаем по перилам прямо вниз (фото 11) по снежному склону крутизной около 30°. Точка крепления перил - ледорубы. Склон закрыт снегом на глубину до 20 см. и местами пересечен довольно крупными трещинами (фото 12). Вторая веревка - спуск по снежным полям (фото 13), точки крепления перил - по прежнему на ледорубах. Третья веревка - спуск по крутому (до 50°) снежному склону (фото 14). Становится актуальной угроза срыва лавины либо снежной доски. Проходим этот участок с соблюдением нормы загрузки перил и пунктов закрепления - не более одного человека на верхнем и нижнем пунктах участка (фото 15). Затем выходим на один из маршрутов спуска с перевала - "траверс Берта", суть которого заключается в траверсе (фото 16) и обходе центрального ледопада (фото 17) по кулуару слева, максимально прижимаясь к левому борту скал (фото 18). Несколько возрастает опасность обстрела со скальных склонов, но это компенсируется высокой скоростью спуска, минимально задействуя ледопадные участки.
Четвертая и пятая веревки - поэтапное прохождение разломов левой ветви ледопада (фото 19) и выход в снежный кулуар, закрепление - на ледобурах. Средняя крутизна склонов на участке - 40-50°, с короткими (3-4 м.) ледовыми стенками при спуске по разломам (фото 20). Особенности - ограниченное количество участников на пунктах в ледопаде, т.к. на мостах среди широких трещин мало места для сбора (фото 21). Шестая веревка - спуск по снежному склону в кулуаре, крутизна склонов постепенно уменьшается до 25-30°. Маршрут спуска изгибается вправо, в обход ледовых стен нижней части ледопада (фото 22), под которыми мы связываемся и дальнейшее движение - с одновременной страховкой в связках (фото 23). Группа на фоне северного склона перевала - (фото 24).
Протяженность: |
0,5 км. |
Перепад высот: |
-250 м. |
Время спуска: |
4 часа |
Участок №2: Пологая часть ледника Б. Иссык-Атинский - морены лед. Б. Иссык-Атинский.
Спустившись ниже ледопадных сбросов, выходим на пологую часть ледника двумя связками. Ледник - пологий и ровный (до 10°), покрыт незначительным количеством снега. Трещины неширокие и встречаются редко. Делаем полукруг по цирку, двигаясь сначала ближе к правому его борту, затем забирая влево по дуге, стараясь не приближаться к перегибам склона (фото 25). Все чаще встречаются каменные вкрапления в тело ледника и вскоре мы идем уже по льду с многочисленными мелкими острыми камнями, впаянными в лед. Пересекаем гребень небольшой срединной морены, берущей начало с одного из скальных отрожков с вершины Лесгафта (фото 26). Далее спускаемся среди моренных валов и ледниковых речек, возле которых удобно сделать бивак (фото 27). Панорама верховий ледника с моренных холмов - (фото 28).
Протяженность: |
2 км. |
Перепад высот: |
-300 м. |
Время спуска: |
1 час |
Всего на спуске:
Протяженность: |
2,5 км. |
Перепад высот: |
-550 м. |
Время спуска: |
5 часов |
Время движения со страховкой на спуске: |
4,5 часа |
в т.ч. попеременной, перильной: |
4 часа |
Пунктов страховки на спуске: |
6 пунктов (5- ледорубы, 1- ледобуры) |
Перила на спуске: |
300 м. |
Категория трудности на спуске: |
2Б |
Итоговые характеристики:
Протяженность: |
4 км. |
Перепад высот: |
-350 м. |
- на подъеме: |
+200 м. |
- на спуске: |
-550 м. |
Время движения: |
7 часов 30 мин. |
- на подъеме: |
2 часа 30 мин. |
- на спуске: |
5 часов |
Время движения со страховкой: |
5 часов 20 мин. |
- на подъеме: |
50 мин. |
- на спуске: |
4 часа 30 мин. |
Пунктов страховки: |
8 пунктов |
- на подъеме: |
2 пункта (1- скальные крючья, 1- скальный выступ) |
- на спуске: |
6 пунктов (5- ледорубы, 1- ледобуры) |
Перила: |
325 м. |
- на подъеме: |
25 м. |
- на спуске: |
300 м. |
Категория трудности: |
2Б |
Специальное снаряжение (на группу 6 чел.):
1. Обвязка, каска, ледоруб, кошки, карабины - 3 шт., ледобур
- 1 шт., жумар, спусковое устройство - все это на каждого участника.
2. Веревки основные - 3шт. по 50 м., ледобуры - 5 шт., карабины - 12
шт., скальные крючья - 5 шт., молоток и айсбаль - все это на всю группу.
Возможные места ночлегов:
С юга:
1. В кармане правобережной морены лед. Прогонный
(фото 29).
2. На пологой части ледника под перевалом (фото 2).
С севера:
1. На пологой части ледника Б. Иссык-Атинский под
перевальным взлетом (фото 24).
2. На моренах, возле гребня срединной морены (фото
30).
Примечания: Перевал хорошо просматривается на всем пути по долине р. Иссык-Ата с севера, и в сочетании с вершинами Лесгафта и Иссык-Ата является приметным ориентиром в верховьях долины.
Вернуться к началу раздела 5. Техническое описание.
© Олег Лукьянов, Горный поход 5 к.с. по С. Тянь-Шаню (Киргизский хребет), август 2004г., м/кн БГ-2004-31, т/к им. Н.Гастелло, г.Уфа.