Экспедиция БГФ на пик Ленина.
Август 1993 года.
Ретроспектива событий.
От лица общественной организации «Башкирский Гималайский Фонд» (г.Уфа), горный костяк которой составляли туристы - гастелловцы, в августе 1993 года была организована очередная (вторая) экспедиция на пик Ленина. Программа включала в себя три этапа: предварительная акклиматизация в окрестностях лагеря, затем акклиматизация до лагеря 2 (5300м) со спуском на Луковую поляну (3900м), затем - тоже самое до лагеря 3 (6100м) и собственно, штурмовой выход с попыткой восхождения на вершину пика Ленина (7134м).
Экспедиция была уникальной для своего времени по формату проведения и необычным ситуациям, с которыми нам пришлось встретиться в пути. Надеюсь, что описание различных эпизодов этого путешествия еще ждет своих авторов.
Состав участников:
1. Часовников Николай – руководитель экспедиции, т/к «Рассвет»
2. Лукьянов Олег, т/к им.Н.Гастелло
3. Новоселов Игорь, т/к им.Н.Гастелло
4. Новоселов Сергей, т/к им.Н.Гастелло
5. Прокопьев Владимир – водитель
6. Прокопьев Виктор, т/к им.Н.Гастелло
7. Сафина Венера, т/к им.Н.Гастелло
Весь спортивный состав экспедиции имел достаточный опыт для восхождения на этот семитысячник:
· Часовников Николай, Лукьянов Олег, Новоселовы Игорь и Сергей, Сафина Венера – пик Ленина в 1991 и/или 1992 годах, опыт других сложных походов в горах.
· Прокопьев Виктор – горный поход 6 к.с. на Центральном Памире, с ночевками на плече пика Корженевской, на высоте около 6000 метров, опыт других сложных походов в горах.
Особенностью экспедиции являлось сразу несколько моментов:
· автомобильная часть: г.Уфа – г.Ташкент – г.Ош – МАЛ «Памир» – г.Ош – г.Ташкент – г.Уфа. Один водитель на весь путь, все ночевки в поле. Всего пройдено около 7000 км на автомобиле «Урал» с дизельным двигателем. Автомобиль был передан нам в аренду на условиях самостоятельного ремонта до поездки (из серьезного ремонта – замена редуктора среднего моста). Все вопросы аренды и ремонта решались руководителем. Ремонт производился силами группы. Дополнительно был заказан и установлен в кузов стальной резервуар на 3 тонны топлива. Кузов имел брезентовый тент, в нем помещались раскладной диван, переносная газовая плита с баллоном на 50 литров. Также в кузове находились две большие железные бочки для воды, электробензогенератор, коробки с радиостанциями, видеокамерой и прочим. Каждому участнику выделялась герметичная жестяная бочка для личных вещей и снаряжения.
· автономность, то есть запасов продуктов, воды и топлива хватало на многие сотни километров. Участки бездорожья также не были редкостью для нас. Особенно важно это было в моменты посещения редких колодцев в поселках, среди пустынь Казахстана и Калмыкии – зачастую, колодцы были заперты на замок.
· армейские номера автомобиля (ДОСААФ) позволили избежать многих проблем на дорогах страны, тогда уже разваливающейся на части. Местные милиционеры и бандиты с интересом расспрашивали нас: Какое воинское звание у этой женщины, в спортивном костюме?
· частичным спонсором экспедиции выступила коммерческая фирма «А-ДАСИ», неоценима также ее роль в финансовой поддержке составу экспедиции в период нахождения пострадавшего в ташкентской больнице и возвращения его домой (в Ташкент срочно вылетел врач из Уфы – кардиохирург Ильтеряков О.Ф., затем вернувшийся в Уфу с больным на руках лишь через двое суток. К тому времени, за плечами у врача уже был опыт горной памирской «шестерки» девяностого года).
* * *
В суету городов
И в потоки машин
Возвращаемся мы –
Просто некуда деться…
В.Высоцкий
По приезду в международный альплагерь МАЛ «Памир», мы обосновались на Луковой поляне (3900м). Разбили лагерь, несколько дней посвятили активной акклиматизации на окрестные вершины. Затем приступили к работе по плану – вышли всем спортивным составом (6 человек) через пер. Путешественников на ледник Ленина в лагерь 1 (4200м). Водитель остался охранять машину и вещи.
Лагерь расположен на каменистых площадках левобережной моренной гряды ледника Ленина, по обе стороны которой ледник изрезан широкими трещинами.
Ночевка на морене в лагере 1 прошла хорошо. Состояние участников нормальное. Погода стабильная, снега на окружающих склонах немного. Выход в лагерь 2 (5300м) утром, после завтрака.
Крутой подъем по северному склону пика Ленина по тропе в снегу, с преодолением ледовых трещин, местами широких. На трещинах провешены стационарные перила. К вечеру миновали широкую мульду с характерным названием «сковорода» и подошли к Лагерю 2. Сам лагерь ютится на моренных подушках, примыкающих к небольшому отрогу и содержит около тридцати площадок под палатки, однако в тот раз свободных мест не оказалось. Пришлось вставать метров на сто ниже, возле тропы, ведущей на «сковороду».
Подъем дался нелегко, однако народ был готов к тому – у каждого за плечами достаточный опыт маршрутов в высокогорье. Ставили палатки, обустраивали бивак, готовили ужин. Забегая вперед, скажу, что Виктор – участник нашей команды, работал не меньше других. Даже более – пришел первым на место лагеря, после установки палаток сразу занялся примусами. Откуда столько силы у человека? Впрочем, так было всегда – Витя и дома, и в горах без дела сидеть не любит!
Ночь прошла беспокойно – высота давала себя знать: полночи вздыхали, да ворочались, кого-то мучили головные боли. Зато утром дали себе возможность отоспаться – организм уже привык к этой высотной планке и спалось сладко. Солнце пригревало сквозь палатку, погода благоволила нам! Сегодняшний план – спуститься до первого лагеря, пообедать и вниз, на Луковую поляну. К траве и баранам!..
Но, не тут-то было! В нашей палатке все уже проснулись - (Часовников Н, Сафина В, Лукьянов О) и сквозь шелестящие капроновые стенки, пытаются разбудить жителей соседней палатки - (Новоселов С, Прокопьев В, Новоселов И). Через минуту залезаю к ним в жилище, вижу что все еще упакованы в теплые спальные мешки. Братья Новоселовы лежавшие по краям, вылезают из спальников, потягиваются. Однако, Виктор и не думает просыпаться – храпит по-прежнему! Пытаемся разбудить – не реагирует. Наше недоумение разделяет теперь уже вся группа, собравшаяся возле входа. Щупаем пульс, поднимаем веки, смотрим на зрачки глаз. Все нормально, с виду – человек просто спит глубоким сном. Предложения применить медикаменты отклоняются – не можем понять, что с ним. После короткого совещания решаем отправить гонцов к соседям – у них есть настоящие врачи, как мы выяснили еще вчера. Через короткое время приходит альпинист средних лет, врач по профессии, сквозь одышку интересуется что с больным, проводит осмотр. Витя спит, как младенец!
- Когда его нашли? Сколько он пролежал в снегу? У него отек легких! – вот диагноз медика. Ломает ампулы Лазикса из нашей аптеки, колет Вите мочегонное и что-то еще. Напоминает нам о срочной эвакуации вниз, и тяжело дыша, поднимается по снежной тропе к своему лагерю…
В палатке повисает молчание, мы еще не готовы внутренне принять эту новость: у нас тяжелый пострадавший, экспедиция окончена едва начавшись!
Однако, недолгая растерянность сменяется новыми заботами – у москвичей есть связь с базовым лагерем, а это сейчас самое главное! Просим по рации БЛ снять нашего пострадавшего с помощью вертолета, почти каждый день доставляющего клиентов для лагеря из Ташкента. Переговоры проходят непросто: хотя в воздухе на пути в БЛ находятся аж два борта сразу, с нас требуют залог в 800 долларов. Наличных денег с собой ни у кого нет, закладываем под честное слово видеокамеру и вопрос решается положительно.
Пока шли переговоры, возле больного уже новые врачи – теперь это специалисты из Франции, их лагерь по соседству. Немолодой врач внимательно осматривает Виктора, разговор с ним ведем на английском – впервые для нас значимость иностранного языка возрастает настолько! Затем французы несут баул с необычным оборудованием, «кессон» - так они называют переносную барокамеру, куда мы и помещаем Виктора.
Барокамера напоминает герметичный спальный мешок ярко-красного цвета, пациента помещают внутрь, лицо его видно через иллюминатор, как в скафандре. Качаем воздух с помощью ножного насоса – слышно, как шипит воздух в регулировочном клапане. Стрелка на цветном барометре показывает, насколько опускается по высоте наш пациент – Витя сейчас на две-три тысячи метров ниже нас, это необходимо для защиты головного мозга от отека и баротравмы…
Ждем вертолет, все уже готово давно: группа собрана, площадка для посадки подготовлена и отмечена вешками. Нашей бедой проникся весь лагерь - что ни говори, неизвестно, кто завтра может оказаться в подобной ситуации.
Но вот, слышим рокот мотора – из-за нижних гребней ледопада появилась полосатая машина, сверкнув серебряным диском. Заложив пару кругов, вертолет поравнялся с нами. Поднимая бурю снега, искрящегося на солнце, он проходит над утоптанной площадкой и… вновь сваливает вниз по склону, по дуге обходя завалы ледопада. Вскоре стихает шум винтов, рокот машины уже чуть слышен.
Мы в недоумении устремляемся к рации - ниточке, связывающей нас с миром. Ответ из БЛ короткий: Пилот не смог сесть, винты не держат, хотя педаль жмет до отказа! Если успеете за два-три часа сбросить тысячу метров, заберет вас из-под стены сегодня. Если нет - тогда, возможно лишь завтра…
Инициатива переходит к нашим помощникам – москвичи сами предлагают свою помощь в транспортировке по северному склону. И эта жертва осознанна – возможно, кто-то из них теряет свой шанс побывать на вершине горы в этом сезоне. Погоду на Ленина всегда приходится ловить, каждый из дней расписан в календаре восхождений, совмещенном с графиком непогоды и сроками возвращения.
И все же, восемь человек готовы выйти с нами вниз.
Теперь рассуждать уже некогда: перекладываем Виктора из французского «кессона» в спальник, утепляем его максимально, с помощью ковриков и веревок сооружаем транспортировочный «кокон». Петли от него расходятся во все стороны: по две – вверх и вниз, по одной – с каждого боку. Альпинисты встегивают веревочные петли в свои обвязки и процессия трогается. Несмотря на неспешный темп движения, мы не поспеваем за группой транспортировки – наши рюкзаки вмещают теперь все лагерное имущество плюс Витины вещи. Мои попытки впрячься в транспортную лямку не приносят успеха – сердце выскакивает из груди, ноги путаются в измятом снегу. На минуту останавливаюсь, оперевшись палками о фирновый склон, чтобы восстановить дыхание.
Догоняем основную группу возле сбросов: это серия широких трещин, образовавшихся на перегибе склона. Теперь уже недолго! Вся компания сидит вокруг нашего товарища, упакованного и перевязанного веревками, словно багажный баул. Слышно лишь хриплое дыхание пострадавшего – в сознание он так и не приходит. Ребята угощают нас леденцами, шутят: «Вот притащим его вниз – а он встанет, скажет всем спасибо и пойдет себе дальше!» Да, в такой ситуации и юмор становится своеобразным!
Спустившись по снежному склону до пологих полей (градусов двадцать), слышим знакомый звук, взгляд ищет на горизонте воздушную машину. Вертолет все ближе, и вот нас уже настигают снежные вихри от его винтов. Сквозь искрящуюся снежную пыль видно, как машина касается боковым шасси склона и плавно покачиваясь, удерживается пилотом в таком положении. Колеса другого борта по-прежнему висят в воздухе. В распахнутой двери салона видим фигуру, отчаянно машущую нам рукой – человек что-то кричит сквозь грохот винтов. Судя по его жестам, лексика – сплошь ненормативная! Подхватываем на руки упакованного товарища, подносим и передаем его в темное чрево машины. Нам поясняют, что пилот возьмет с собой лишь троих сопровождающих. Николай хлопает по плечу – Олег, Сергей, Венера! Быстро забрасываем рюкзаки и тоже прыгаем в дверной проем. Натужно ревет двигатель, машину плавно качнуло - и вот под нами уже проносятся палатки лагеря 1, морены ледника Ленина и Луковая поляна с необычно зелеными лугами.
После посадки в МАЛе (3600м) суета возле вертолета не заканчивается – идет срочная погрузка чьих-то баулов и бочек со снаряжением. Это уезжают группы, уже отработавшие в этом сезоне. Похоже, что летят иностранцы – слышна немецкая речь. Короткий разговор с женщиной в белом халате, лагерным врачом: «Доставлю вашего больного в Ташкент, вернусь в лагерь завтра. Приготовьтесь к худшему!» Успеваю подхватить несколько рюкзаков, поехавших было на Виктора, по-прежнему лежащего на полу без сознания. Наш товарищ все еще опутан остатками веревочной шнуровки, под ним – пенные коврики и алюминиевые заклепки на дрожащем днище машины. За складками спального мешка, в который он упакован, лежит зернистый снег, набившийся туда еще во время спуска по склону.
А вокруг – яркий летний день посреди альпийской природы, зеленая трава, стрекозы в знойном воздухе. За дверью салона – словно другой мир, там люди смеются и делают фото на память.
Странные чувства сомнений в реальности происходящего позади: оказывается, мне уже который раз показывают на дверь – вертолет отправляется! Хлопает дверь салона, все провожают взглядами взлетающую машину. Минута, стихает шум мотора и лишь точка на горизонте медленно плывет вдоль синей кромки гор. Становится необычайно тихо, мы втроем стоим посреди опустевшей поляны.
Теперь наш путь – по зеленым альпийским лугам, мимо памятников восходителям не вернувшимся с великой горы. Вдоль тропы, по которой всякий идущий с надеждой глядит на ослепительные склоны пика Ленина. Мы возвращаемся сейчас на свою базу – к зеленой армейской машине, которую не видели уже тысячу лет.
Круг наш теперь замыкается здесь!..
Олег Лукьянов 25 ноября 2009г.
МС по туризму г.Уфа
+7-90500-44445
* В тексте использованы фотографии
неустановленных авторов из Интернет.