5.6. Перевал Лесгафта, 2Б, 4100м.

 

Расположен:

В северном отроге Главного Киргизского хребта в 600 м. на северо-запад от вершины Иссык-Ата, (карта-схема 2) - № 212

Соединяет - с севера:

лед. Б. Иссык-Атинский

- с юга:

ущ. Ашу-Тор

Отчеты в библиотеках туристских клубов:

Турклуб МГУ (г. Москва), поход 4 к.с., рук. Зотов А.Ю., июль-август

2002 г.

Частота и преимущественное направление прохождения:

  • 07.08.2004, с юга на север, группа туристов г. Уфа, т/к им. Н.Гастелло, 5 к.с., рук - Лукьянов О.Г.
  • 26.08.2003, с севера на юг, группа туристов ИАСУиР (г. Томск), 4 к.с., рук - Смолин А.А, м/кн № О-53-03 (контрольная записка)
  • 14.08.2003, группа туристов г. Рига, рук - Дайнис Русакявичус
  • 03.08.2002, с севера на юг, группа туристов МГУ (г. Москва), 4 к.с., рук - Зотов А.Ю

Концевые точки описания:

морены лед. Прогонный (ущ. Ашу-Тор) - морены лед. Б. Иссык-Атинский (р. Мин-Джилки)

 

Подъем со стороны ущелья Ашу-Тор (с юга):

Движение в сторону перевала начинаем с правосторонней боковой морены лед. Прогонный (р. Ашу-Тор, р. Аламедин) в обход крутого языка одного из ледниковых притоков с правой стороны долины (фото 1). Обход траверсом влево по склону до 40°, состоящему из камней крупного и среднего размера. Затем выходим на пологую часть ледника, выше его языковой части (фото 2). Ледник некрутой, около 10°, без трещин, закрыт слоем слежавшегося снега, утром - жесткого фирна (фото 3). Поднимаемся придерживаясь правого борта, окаймленного крутыми скальными склонами, в нижней части переходящими в осыпь (фото 4). Движение по леднику не вызывает трудностей и за 40 минут мы подходим к ледниковой ложбине, в самом углу ледового цирка (фото 5). Отсюда хорошо виден крупнокаменистый склон нашего перевала и сама седловина за скальным барьером (фото 6).

Становимся на безопасном расстоянии от склона и выпускаем двойку на обработку скального участка. Затем, двигаясь плотной группой, поднимаемся по склону средной осыпи крутизной около 30-40°. Движемся слева по ходу от основного кулуара и останавливаемся всей группой под защитой ближайших к нам скал. Далее - входим в узкий скальный кулуар и движемся уже по одному, т.к. из-под ног участников, движущихся по скалам с перильной страховкой неизбежно летят камни. При подходе к скалам встречаются небольшие снежные участки, покрывающие камни на склоне (фото 7). Скалы - разрушенные, с выраженной блочной структурой, средняя крутизна - 60-70°, протяженность участка - 15-20 м, лазание несложное. Поднявшись на скалы (фото 8), оказываемся собственно на седловине перевала.

Всего на подъеме:

Протяженность:

1,5 км.

Перепад высот:

+200 м.

Время подъема:

2 часа 30 мин.

Время движения со страховкой на подъеме:

50 мин.

в т.ч. попеременной, перильной:

50 мин.

Пунктов страховки на подъеме:

2 пункта (1- скальные крючья, 1- скальный выступ)

Перила на подъеме:

25 м.

Категория трудности на подъеме:

Седловина перевала: узкая, скально-осыпная, находится в скальном гребне. Контрольный тур в скалах с запада. Вид с седловины на юг- (фото 9), на север - (фото 10).

 

Спуск в сторону ледника Б. Иссык-Атинский (на север):

Участок №1: Седловина пер. Лесгафта - пологий ледник Б. Иссык-Атинский

Спуск в сторону долины р. Иссык-Ата с седловины начинаем по перилам прямо вниз (фото 11) по снежному склону крутизной около 30°. Точка крепления перил - ледорубы. Склон закрыт снегом на глубину до 20 см. и местами пересечен довольно крупными трещинами (фото 12). Вторая веревка - спуск по снежным полям (фото 13), точки крепления перил - по прежнему на ледорубах. Третья веревка - спуск по крутому (до 50°) снежному склону (фото 14). Становится актуальной угроза срыва лавины либо снежной доски. Проходим этот участок с соблюдением нормы загрузки перил и пунктов закрепления - не более одного человека на верхнем и нижнем пунктах участка (фото 15). Затем выходим на один из маршрутов спуска с перевала - "траверс Берта", суть которого заключается в траверсе (фото 16) и обходе центрального ледопада (фото 17) по кулуару слева, максимально прижимаясь к левому борту скал (фото 18). Несколько возрастает опасность обстрела со скальных склонов, но это компенсируется высокой скоростью спуска, минимально задействуя ледопадные участки.

Четвертая и пятая веревки - поэтапное прохождение разломов левой ветви ледопада (фото 19) и выход в снежный кулуар, закрепление - на ледобурах. Средняя крутизна склонов на участке - 40-50°, с короткими (3-4 м.) ледовыми стенками при спуске по разломам (фото 20). Особенности - ограниченное количество участников на пунктах в ледопаде, т.к. на мостах среди широких трещин мало места для сбора (фото 21). Шестая веревка - спуск по снежному склону в кулуаре, крутизна склонов постепенно уменьшается до 25-30°. Маршрут спуска изгибается вправо, в обход ледовых стен нижней части ледопада (фото 22), под которыми мы связываемся и дальнейшее движение - с одновременной страховкой в связках (фото 23). Группа на фоне северного склона перевала - (фото 24).

Протяженность:

0,5 км.

Перепад высот:

-250 м.

Время спуска:

4 часа

Участок №2: Пологая часть ледника Б. Иссык-Атинский - морены лед. Б. Иссык-Атинский.

Спустившись ниже ледопадных сбросов, выходим на пологую часть ледника двумя связками. Ледник - пологий и ровный (до 10°), покрыт незначительным количеством снега. Трещины неширокие и встречаются редко. Делаем полукруг по цирку, двигаясь сначала ближе к правому его борту, затем забирая влево по дуге, стараясь не приближаться к перегибам склона (фото 25). Все чаще встречаются каменные вкрапления в тело ледника и вскоре мы идем уже по льду с многочисленными мелкими острыми камнями, впаянными в лед. Пересекаем гребень небольшой срединной морены, берущей начало с одного из скальных отрожков с вершины Лесгафта (фото 26). Далее спускаемся среди моренных валов и ледниковых речек, возле которых удобно сделать бивак (фото 27). Панорама верховий ледника с моренных холмов - (фото 28).

Протяженность:

2 км.

Перепад высот:

-300 м.

Время спуска:

1 час

Всего на спуске:

Протяженность:

2,5 км.

Перепад высот:

-550 м.

Время спуска:

5 часов

Время движения со страховкой на спуске:

4,5 часа

в т.ч. попеременной, перильной:

4 часа

Пунктов страховки на спуске:

6 пунктов (5- ледорубы, 1- ледобуры)

Перила на спуске:

300 м.

Категория трудности на спуске:

Итоговые характеристики:

Протяженность:

4 км.

Перепад высот:

-350 м.

- на подъеме:

+200 м.

- на спуске:

-550 м.

Время движения:

7 часов 30 мин.

- на подъеме:

2 часа 30 мин.

- на спуске:

5 часов

Время движения со страховкой:

5 часов 20 мин.

- на подъеме:

50 мин.

- на спуске:

4 часа 30 мин.

Пунктов страховки:

8 пунктов

- на подъеме:

2 пункта (1- скальные крючья, 1- скальный выступ)

- на спуске:

6 пунктов (5- ледорубы, 1- ледобуры)

Перила:

325 м.

- на подъеме:

25 м.

- на спуске:

300 м.

Категория трудности:

Специальное снаряжение (на группу 6 чел.):


1. Обвязка, каска, ледоруб, кошки, карабины - 3 шт., ледобур - 1 шт., жумар, спусковое устройство - все это на каждого участника.
2.
Веревки основные - 3шт. по 50 м., ледобуры - 5 шт., карабины - 12 шт., скальные крючья - 5 шт., молоток и айсбаль - все это на всю группу.

Возможные места ночлегов:


С юга:
1. В кармане правобережной морены лед. Прогонный (фото 29).
2. На пологой части ледника под перевалом (фото 2).

С севера:
1. На пологой части ледника Б. Иссык-Атинский под перевальным взлетом (фото 24).
2. На моренах, возле гребня срединной морены (фото 30).

Примечания: Перевал хорошо просматривается на всем пути по долине р. Иссык-Ата с севера, и в сочетании с вершинами Лесгафта и Иссык-Ата является приметным ориентиром в верховьях долины.

 

Вернуться к началу раздела 5. Техническое описание.

© Олег Лукьянов, Горный поход 5 к.с. по С. Тянь-Шаню (Киргизский хребет), август 2004г., м/кн БГ-2004-31, т/к им. Н.Гастелло, гфа.

Hosted by uCoz