5.13. Перевал Корона Южная, 3А, 4350м.

 

Расположен:

В Ала-Арчинском отроге Главного Киргизского хребта между пиками Космонавтов и Байлян-Баши, (карта-схема 4) - № 150

Соединяет - с запада:

лед. Аксай (р.Ала-Арча)

- с востока:

лед. Маяковского (лед. Кара-Тоо) (р. Аламедин)

Отчеты в библиотеках туристских клубов:

В библиотеке горного клуба ТГУ, г. Томск, м/кн 0-67-03

Частота и преимущественное направление прохождения:

  • 16.08.2004, с востока на запад, группа туристов г. Уфа, т/к им. Н.Гастелло, 5 к.с., рук - Лукьянов О.Г.
  • 16.08.2003, с востока на запад, группа туристов г. Томск, горный клуб ТГУ, 5 к.с., рук - Стальпаков, м/кн 0-67-03
  • 10.08.2003, востока на запад, группа туристов г. Зеленогорска, с/к "Фирн", 5 к.с., рук - Нехаев В.И.

Концевые точки описания:

р. Алтын-Тор (р. Аламедин) - "стоянки Рацека" на лед. Аксай (р. Ала-Арча)

 

Подъем со стороны ледника Маяковского (с востока):

Участок №1: рлтын-Тор - ледопад Кара-Тоо - верхний цирк.

Подъем в сторону перевала из долины р. Алтын-Тор начинаем с места широких каменистых разливов, образованных впадением левого притока Алтын-Тора (фото 1). Это - небольшая, но бурная речка с ледника Маяковского (Кара-Тоо), полностью перекрывающего вход в верхнюю часть долины. Поднимаясь по тропе на левому берегу Алтын-Тора и затем вдоль притока, мы подошли к месту скальных прижимов и были вынуждены в этом месте наводить навесную переправу для рюкзаков (фото 2). Участники перепрыгнули поток чуть выше по течению.

С подъема хорошо просматривается весь путь подъема включая место перехода на ледник. Видны языки обеих ветвей ледника, круто обрывающиеся с заглаженных скал. Классический маршрут подъема на ледник выводит на скалы правого борта долины, затем - траверс к кромке ледопада и выход через него на более пологую его часть. Сначала мы движемся по зеленым полям с небольшим (до 20°) уклоном, затем выходим на гребень древней срединной морены (т.н."крокодил" из-за сходства формы гребня). Движение по моренному гребню - самый экономичный путь, но не самый безопасный: местами гребень осыпается под ногами на конгломератные склоны с обоих сторон. С гребня выходим на осыпной склон и по нему поднимаемся на правобережные скалы (фото 3). Отсюда просматриваем маршрут траверса заглаженных скал и перехода на ледник. Этот участок может быть камнепадоопасным, поэтому на траверсе движемся соблюдая дистанцию и стараемся пройти его максимально быстро.

Выход со скал на ледник (фото 4) не представляет особых трудностей и вскоре мы уже движемся среди нагромождений ледопада (фото 5), поворачивая влево, к более спокойному течению ледника в его центральной части. При прохождении нижней ступени ледопада нам не понадобились веревки. Средняя крутизна ледника на этом участке - около 25-30° (фото 6). Однако останавливаться для отдыха можно лишь поднявшись к выполаживанию склона - ледовые желоба, вдоль которых идет подъем, имеют следы камнепадов (фото 7).

Поднимаясь выше по открытому леднику (уклон до 30°) с неширокими трещинами (фото 8) выходим к месту выполаживания перед второй ступенью ледопада. Здесь безопасно и можно остановиться на обед. По мере приближения ко второй ступени, вновь увеличивается крутизна и разорванность ледовых склонов (фото 9). Обходим широкие трещины по мостам, но тем не менее, нам не удается обойтись без применения веревок - на пути встречаются разрывы ледника шириной до двух метров (фото 10). Навешиваем перила для рюкзаков, участники преодолевают трещины с двусторонней страховкой (фото 11). Средний уклон ледника на этом участке составляет 15-20° (фото 12). Подход к ледовым стенам второй ступени (фото 13) приводит нас к зоне широких трещин возле нижней кромки ледопада, закладывая петли по которым мы стремимся двигаться вправо по ходу, в обход разломов правого борта ледопада (фото 14). Вырвавшись, наконец, из зоны трещин на простор спокойного течения ледника (фото 15), движемся в связках, держась ближе к левому склону и вскоре попадаем в верхний цирк, откуда открывается хороший обзор на перевалы и вершины Ала-Арчинского отрога (фото 16).

Протяженность:

6,5 км.

Перепад высот:

+1350 м.

Время подъема:

6 часов 50 мин.

Участок №2: Цирк ледника Маяковского (Кара-Тоо) - седловина перевала.

Пологий ледник верхнего цирка широкий, имеет несколько вытянутую форму. Возле склонов правого борта имеет незначительное понижение. Ледник без разрывов, движемся далее по плотному снегу на некрутом склоне 10-15°, вдоль левого скального борта (фото 16). Проходим мимо узкого кулуара пер. Космонавтов и по дуге вправо огибаем скальные бастионы одноименного пика. В этом месте расходятся пути на пер. Топ-Карагай (фото 17), ведущий в долину того же названия и в огромный снежно-ледовый кулуар нашего перевала (фото 18).

Движение в нижней и средней части кулуара несложно, крутизна снежного склона - 30-35°. В верхней трети склон становится круче и при прохождении линии бергшрунда, почти полностью засыпанного снегом применяем перильную страховку (фото 19). На подходе к седловине перевала толщина снега уменьшается при крутизне склона до 40° (фото 20) и мы уходим правее по ходу, на разрушенные скалы, окаймляющие кулуар (фото 21).

Скалы некрутые, до 45°, лазание нетрудное, поднимаемся по ним применяя перильную страховку (фото 22). Со скал - довольно простой переход на седловину перевала.

Протяженность:

8 км.

Перепад высот:

+400 м.

Время подъема:

3 часа 20 мин.

Всего на подъеме:

Протяженность:

14,5 км.

Перепад высот:

+1750 м.

Время подъема:

10 часов 10 мин.

Время движения со страховкой на подъеме:

4 часа.

в т.ч. попеременной, перильной:

2 часа 30 мин.

Пунктов страховки на подъеме:

5 пунктов (1 - скальные крючья, 2 - ледобуры, 2 - ледорубы)

Перила на подъеме:

150 м.

Категория трудности на подъеме:

Седловина перевала: Узкая, снежно-ледовая, ширина - до 10 метров, с обоих сторон окружена крутыми скалами (фото 23). Передвижение по седловине - с перильной страховкой. Группа может собраться на скальном выступе с севера (фото 24), под которым находится контрольный тур. Наша группа на перевале - (фото 25), панорама с седла в сторону лед. Аксай - (фото 26).

 

Спуск в сторону ледника Аксай (на запад):

Участок №3: Седловина пер. Корона Южная - верхний цирк лед. Аксай.

Спуск в сторону ледника Аксай начинаем с седловины прямо вниз (фото 27) по узкому снежно-ледовому кулуару в коридоре крутых скал (фото 28). Первые две веревки - крепление на ледорубах, остальные - на ледобурах. Примерно через 25 метров спуска с седловины встречаются островки скальных выходов - на них видны несколько локальных петель, оставленных при спуске (фото 29). Это обстоятельство наводит на мысль об односторонней направленности прохождения или посещения перевала. Крутизна склона при прохождении первой веревки не превышает 30-35°, однако после спуска мимо скальных выходов крутизна увеличивается до 40° (фото 30). Дальнейший спуск продолжается при уменьшении снегового покрова до минимального - т.е. скоро мы крутим буры почти уже в открытый лед (фото 31).

Траектория третьей и четвертой веревок еще проходит по срединной линии кулуара, однако далее мы движемся прямо вниз - правее разломов бергшрунда, там, где линия движения проходит по наиболее спокойному пути спуска (фото 32). Следует обратить внимание на организацию наблюдения за склонами - спуск происходит по кулуару среди крутых скальных стен с выраженной западной экспозицией, т.е. солнце здесь в вечерние часы. Пятая и шестая веревки - прохождение наиболее крутых участков западного склона (фото 33). Их крутизна составляет местами до 60°, а особенности рельефа (следы камней на поверхности фирна) позволяют судить об их объективной опасности (фото 34). На этих участках мы рубим ледовые лоханки для приема участников. Седьмая веревка - это выход между "ледовых ворот", т.е. разрывов висячего ледника (фото 35).

Восьмая и девятая - спуск по выполаживающейся части, крутизна снижается до 35° и ниже (фото 36). Здесь - прохождение бергшрунда, засыпанного по большей части снегом и спуск на выполаживающуюся часть ледника (фото 37). Вид перевального склона с запада - (фото 38).

Протяженность:

0,5 км.

Перепад высот:

-300 м.

Время спуска:

4 часа.

Участок №4: Пологая часть лед. Аксай - "Хижина Рацека" на морене лед Аксай.

Спуск ниже бергшрунда на пологий ледник не представляет особого труда. Движемся по постепенно выполаживающемуся леднику до середины, а затем и наиболее ровной части верховьев южной ветви лед. Аксай (фото 39). Далее - движение вдоль левого борта ледника, мимо скальных стен известных пиков Свободная Корея и Ак-Тоо (фото 40). Не следует, однако, прижиматься к склонам срединного отрога с массива вершины Корона - ледник в этом месте имеет разломы (фото 41), они частично скрыты под слоем снега, толщина покрова которого составляет здесь до 0,5 метра.

Огибая оконечность скального отрога, движемся далее на северо-запад, по направлению течения ледника, в сторону его правого борта. Постепенно снежный покров сходит на нет и вскоре мы уже выбираем путь среди ручейков и больших ледниковых луж, туда, где на пологих склонах морен виднеются дощатые площадки и домик (3950 м.) - т.н. "Коронские Стоянки" или "Домик Гляциологов" (фото 42), откуда традиционно стартуют восходители на окрестные вершины (фото 43).

Далее - спуск по пологой части ледника Аксай до явного поворота вправо, где начинается его более крутая часть, впоследствии переходящая в ледопад (фото 44). После поворота (ледник открытый, уклон - до 20°) движемся вдоль его моренных следов на льду (фото 45), в направлении правого борта, туда, где берет начало выраженный правобережный гребень, спускающийся вдоль ледопада вплоть до его окончания (фото 46). На всем протяжении моренного гребня проложены тропы - иногда сходящиеся в одну, а иногда расходящиеся по обе стороны гребня. Спуск по ним требует внимания - выбранная тропа может лежать на конгломератном склоне или проходить среди нагромождения валунов.

Переход с крутой части моренного гребня вскоре приводит к пологим участкам каменистых осыпей, обусловленных слиянием потоков с южной и северной ветвей ледника. Там, возле скальных отрогов, в кармане морен возле скальных северных склонов и находится известная "Хижина Рацека" (фото 47), возле которой раскинулся палаточный городок альпинистов альплагеря "Ала-Арча" (3350 м.).

Протяженность:

7 км.

Перепад высот:

-1200 м.

Время спуска:

3 часа 30 мин.

Всего на спуске:

Протяженность:

7,5 км.

Перепад высот:

-1500 м.

Время спуска:

7 часов 30 мин.

Время движения со страховкой на спуске:

4 часа.

в т.ч. попеременной, перильной:

4 часа.

Пунктов страховки на спуске:

9 пунктов (2- ледорубы, 7- ледобуры)

Перила на спуске:

450 м.

Категория трудности на спуске:

Итоговые характеристики:

Протяженность:

22 км.

Перепад высот:

+250 м.

- на подъеме:

+1750 м.

- на спуске:

-1500 м.

Время движения:

17 часов 40 мин.

- на подъеме:

10 часов 10 мин.

- на спуске:

7 часов 30 мин.

Время движения со страховкой:

8 часов.

- на подъеме:

4 часа.

- на спуске:

4 часа.

Пунктов страховки:

14 пунктов.

- на подъеме:

5 пунктов (1 - скальные крючья, 2 - ледобуры, 2 - ледорубы)

- на спуске:

9 пунктов (2- ледорубы, 7- ледобуры)

Перила:

600 м.

- на подъеме:

150 м.

- на спуске:

450 м.

Категория трудности:

Специальное снаряжение (на группу 6 чел.):


1. Обвязка, каска, ледоруб, кошки, карабины - 3 шт., ледобур - 1 шт., жумар, спусковое устройство - все это на каждого участника.
2.
Веревки основные - 3 шт. по 50 м., ледобуры - 8 шт., карабины - 12 шт., скальные крючья - 5 шт., молоток и айсбаль - все это на всю группу.

Возможные места ночлегов:


С запада:
1. На пологом леднике Аксай верхнего цирка перевала (фото 38).
2. В домике гляциологов на лед. Аксай, (Коронская хижина), (фото 42).

3. В альплагере, в кармане боковой морены лед. Аксай (ниже ледопада, стоянки Рацека), (фото 47)

С востока:
1. На каменистых разливах долины Алтын-Тор (фото 1). Ночевка на траве или камнях, возможно отыскать дрова.
2. На гребне древней морены, ниже т.н. "крокодила" (фото 48). Ночевка на траве среди камней, с небольшим уклоном в 10-15°.

3. В верхнем цирке на пологом леднике Маяковского (Кара-Тоо), (фото 49).

Примечания: Перевал находится в зоне действия альплагеря "Ала-Арча" и его седловина активно посещается при прохождении маршрутов на соседние вершины. В связи с чем следует обратить внимание на согласованность действий с другими группами, работающими на маршруте. Контрольные записки на таких перевалах также часто отсутствуют.

 

Вернуться к началу раздела 5. Техническое описание.

© Олег Лукьянов, Горный поход 5 к.с. по С. Тянь-Шаню (Киргизский хребет), август 2004г., м/кн БГ-2004-31, т/к им. Н.Гастелло, гфа.

Hosted by uCoz