6. Итоги, выводы, рекомендации.

Группой был успешно пройден заявленный горный маршрут 5‑ой категории сложности по Киргизскому хребту. Основная концепция при планировании маршрута заключалась в том, чтобы пройти по наиболее интересным в туристском, и сложным в техническом планах уголкам Киргизского хребта. Как известно, наиболее насыщены сложными и интересными перевалами северные отроги Главного хребта. Поэтому маршрут был спланирован так, чтобы пересечь эти отроги в местах их наибольшего оледенения, следуя параллельно Главному Киргизскому хребту с востока на запад. Вместе с тем, во время акклиматизационной части похода, группа перевалила через Главный хребет (пер. Иссык-Ата) вернувшись затем, через два перевала, опять на сторону северных отрогов. Во время движения по маршруту были посещены долины Иссык-Ата, Бытый, Мин-Джилки, Кен-Тор, Аламедин, Алтын-Тор, Аксай, Ала-Арча, Адыгене, Чон-Тор, Сокулук… Пройдено восемь перевалов, из них: 3А - 2, 2Б - 2, 2А - 1, 1Б - 1, 1А - 2. Один из перевалов (Людмилы Киселевой, 2Б) пройден впервые. Совершены восхождения на вер. Иссык-Ата (4450 м.) и вер. 30 лет ВЛКСМ (4250 м.) по несложным маршрутам. Планируемое восхождение на вер. Корона (2-я башня) пришлось отложить из-за непогоды. Также пришлось изменить маршрут, обойдя пер. Юбилейный (3А) через более простой перевал из-за ошибки в ориентировании, отчасти связанной с неустойчивой погодой и недостатком информации (на фотографии, найденной в Интернет, неверно указано расположение перевала). Вместе с тем, насыщенность походу добавили несколько переправ (в том числе - три навесных) на реках Иссык-Ата и Аламедин, в этом году особенно многоводных и бурных…

При построении маршрута использовался принцип ступенчатой акклиматизации, при котором высотный график имеет вид восходящей пилы (см. 3.1. График перепада высот). За счет правильной акклиматизации, мы имели возможность в заключительной фазе похода совершить прохождение трех локальных препятствий подряд на высотах порядка 4000 м. менее, чем за два дня, с последующим выходом из района путешествия.

В походе применялись примусы «Шмель» и «Огонек» на очищенном бензине и они нас не подвели. Кроме того, практика работы с газом лишь подтверждает, что хорошо горит в горах лишь высотная газовая смесь, которая имеет соответствующую стоимость. Мы воспользовались более приемлемым для нас вариантом…

Также широко использовались две японские радиостанции с комплектом батарей вместо аккумуляторов. Трудно переоценить роль радиосвязи для оперативных действий при разведке или для обеспечения безопасности на сложном маршруте… Связь в пределах прямой видимости была всегда, в долинах же с существенным перегибом склона приходилось иногда ловить отраженные волны. 

Погода в целом была благоприятная, за исключением нескольких дней неустойчивого характера, однако продолжительной непогоды на высоте нам удалось избежать.

За время похода мы не имели никаких конфликтов с местными жителями и милиционерами. Как непредвиденное и досадное происшествие можно считать снятие одного из участников группы (Тимонин С.Г.) пограничниками с поезда «Москва - Бишкек» в связи с просроченным сроком действия паспорта. По этой причине Сергей прошел с нами лишь часть маршрута, начиная с Ала-Арчи.

Помощь в оформлении регистрации в Бишкекском МВД для участников группы оказывала известная турфирма «Достук-Треккинг». Они же организовали нашу встречу на вокзале, сопроводили через терминал и доставили группу в горы. Весьма четкая работа при доступных ценах за услуги (турфирма «Достук-Треккинг», 720005, Бишкек, 18-линия, дом 42-1, тел. +996 (312) 545455; 427471; 540237; e-mail: dostuck@saimanet.kg, dostuck@elcat.kg, директор - Щетников Николай Николаевич).

Вернуться на главную страницу


© Олег Лукьянов, Горный поход 5 к.с. по С. Тянь-Шаню (Киргизский хребет), август 2004г., м/кн БГ-2004-31, т/к им. Н.Гастелло, г.Уфа.

Hosted by uCoz